Объяснение поступков

Персонал может располагать списком намерений и мотивов. Когда руководитель наблюдает за служащим, то обычно старается объяснить, почему он действует именно таким образом. Теория приписывания разработана с целью объяснить, почему наблюдается разница в оценке в зависимости от значения, приписываемого поступкам. Основная идея этой теории состоит в следующем: наблюдая за действиями другого, менеджеры стараются выяснить какими причинами оно вызвано, внешними или внутренними. Считается, что действия, вызванные внутренней причиной, находятся под контролем сотрудника, в то время, как действия на основе внешних причин строятся на сторонних факторах.

При этом определение типа причины, внутренняя или внешняя, зависит от таких факторов: нехарактерности, согласованности, последовательности.

Фактор нехарактерности связан с рассмотрением, того насколько конкретные действия сотрудника являются обычными для него, то есть поступает он таким образом в разных случаях или только в конкретной обстановке. Например, работник опоздал на работу, возможно на основе этого считать, что оно прогульщик. Когда такой поступок нетипичен, но наблюдатель, как правило, приписывает его внешним силам, в другом случае, вероятно, для объяснения выберутся внутренние причины.

Когда сотрудники, оказавшись в конкретной обстановке, реагируют одинаково, можно говорить о согласованном поведении. Так, поведение опоздавшего сотрудника будет отвечать этому критерию, когда и остальные служаище, которые добираются тем же маршрутом тоже опаздывают. С точки зрения теории приписывания, когда степень согласованности большая, то вероятно опоздание работника отнесется к внешним факторам. Но, предположим, другие сотрудники, ехавшие тем же маршрутом, пришли вовремя, то вероятно, что причина опоздания не внешняя, а внутренняя.

И кроме этого, наблюдатель ищет в действиях служащего последовательности. Здесь важно выяснить, также насколько такое поведение регулярно. Опоздание по отношению к разным сотрудникам воспринимается по разному. Потому что для одного это из ряда вон выходящий случай, для другого привычка. И чем последовательнее поведение, тем в большей степени наблюдатель старается приписать его внутренним факторам.

Углубленно рассматривая эту теорию, важно помнить, что выводы относительно причин поведения персонала очень часто искажаются необъективностью восприятия. Например, существует достаточно свидетельств того, что при оценке поведения других, наблюдатель часто недооценивает действие внешних факторов и переоценивает внутренние факторы. Кроме этого следует понимать, что служащие зачастую объясняют собственные успехи внутренними факторами, своими способностями, в то время, как ошибки, объясняются внешними факторами. Учитывая такие особенности, можно сделать предположение, что оценка производительности работников, воспринимается ими с некоторым искажением.