Познавательный диссонанс

Предположим, что известно отношение человека к некоторому объекту, насколько это дает возможность предсказать его поведение. Для объяснения взаимосвязи между отношением и поведением персонала, была предложена теория познавательного диссонанса. Термин диссонанс в этом случае означает несоответствие, несогласованность. Познавательный диссонанс, это несоответствие, которое индивидуум может ощущать между своими разными отношениями к объектам или между своим отношением и поведением. Ученые, работавшие в этом направлении, в своих выводах утверждают, что несогласованность заставляет человека испытывать дискомфорт и что он будет стараться уменьшить диссонанс, и следовательно, дискомфорт. То есть, люди стремятся к стабильному состоянию с минимумом познавательно диссонанса.

В целом каждому вероятно, понятно, что полностью избежать диссонанса достаточно не просто. Например, каждый знает что мошенничать с налогами незаконно, но при этом часто малость подтасовывают цифры и при этом надеются, что их не проверят.

Зачастую уровень стремления к снижению диссонанса определяется важностью факторов, его вызывающих и тем, какое воздействие на эти факторы способен оказывать человек, также следует принимать во внимание размер вознаграждения, которое может стать результатом такого диссонанса. Так, когда вызывающие диссонанс факторы не являются решающими и значимыми, то стремлении индивидуума к снижению диссонанса будет довольно слабым. Например, главный менеджер крупного бизнеса убежден, что не следует загрязнять экологию. Но по своей должности управляющему приходится принимать компромиссные действия, между интересами бизнеса и своим персональными отношением к этому вопросу. Менеджер понимает, что сброс сточных вод в реку соответствует интересам компании. Понятно, что в этой ситуации менеджер испытывает высокую степень втуреннего диссонанса. Поскольку в этом примере, вызывающие диссонанс факторы очень важны, нельзя ожидать что управляющий станет игнорировать это несоответствие. Стремясь найти выход, менеджер возможно станет выбырать один из нескольких способов действий. Этот выбор также зависит от того, насколько индивидуум может воздействовать на вызывающие противоречие факторы. Когда человек полагает, что не имеет соответствующих мер воздействия, и возможности выбора, то маловероятно, что он будет стараться изменить свое отношение и вообще испытывает в этом потребность. Когда, вызывающее несоответствие поведение возникает в результате распоряжений руководства, то потребность снизить его значительно меньше, чем когда оно было бы добровольным. И хотя несоответствие здесь также наблюдается, индивидуум может объяснить и оправдать его тем, что распоряжения следует выполнять. На степень, в которой человек стремится снизить диссонанс, воздействует также вознаграждение. Так, когда значительный диссонанс сопровождает высокое вознаграждение, это, как правило, способствует снижению присущего этому состоянию напряжения.

Указанные выше особенности позволяют сделать вывод, что существуют некоторые сдерживающие факторы. То есть, когда человек испытывает диссонанс, это еще не значит, что он будет стремиться к восстановлению соответствия. У служащего, вероятно, не окажется существенных стимулов к снижению диссонанса, когда факторы, вызывающие противоречие не являются решающими, когда он считает, что несоответствие навязано извне и находится вне зоны его контроля, и когда вознаграждение достаточно высоко и позволяет компенсировать дискомфорт вследствие диссонанса.