Инстурменты стратегического планирования

Пользуясь такими структурными методами, как наблюдение за внешней средой, прогнозирование и эталонное тестирование, современные менеджеры способны довольно точно проанализировать обстановку вне фирмы.

Наблюдение за внешней средой

В настоящее время менеджеры организаций часто пользуются методом наблюдения за внешней средой, позволяющим предвидеть и верно трактовать заметные изменения внешней обстановки. Нужно сказать, что исследование в этой сфере, показало, что компании, внедрившие новейшие системы изучения внешней среды, в подавляющем большинстве повышают свою прибыль. Компании, которые не следят за изменениями внешней обстановки, с большой вероятностью могут оказаться в противоположном положении.

Одним из наиболее быстро развивающихся аспектов, связанных с наблюдением за внешней средой, выступает сбор и обработка информации о конкурентах. Это процесс, в ходе которого организация собирает информацию о своих конкурентах, касающуюся того, кто они, чем занимаются, как их деятельности сказывается на работе компании и другие аспекты.

По мнению специалистов по сбору информации о конкурентах, основную часть того, что менеджерам нужно знать о конкурентах, они могут выяснить у своих работников, поставщиков и клиентов. При этом такая деятельность, совершенно не предполагает промышленный шпионаж. Примерами вполне доступных источников информации этого типа, могут служить сообщения в прессе, отчеты в государственные учреждения, годовые отчеты, объявления о вакансиях и исследования рынка в ряде интересующий отраслей. Кроме этого есть фирмы, которые регулярно приобретает продукты конкурентов и передают их в технический отдел для всестороннего исследования, этот процесс называется инженерным анализом. В результате специалисты выясняют, какие технические нововведения использованы при разработке. Мощным источникам информации выступает Интернет, так как на страницах компаний содержится огромное число сведений о новых разработках и предлагаемых продуктах.

Постоянное и тщательное наблюдение за внешней средой обычно позволяет вовремя выявить факторы, которые могут воздействовать на фирму. Следует помнить, что внешние факторы могут иметь разное значение и в разной степени действовать на деятельность компании. Поэтому, лучше сосредоточиться на нескольких из них, имеющих наибольшее значение, и на основе каждого из них разработать сценарий развития. Сценарием называют прогноз вероятного будущего развития событий, который состоит из их определенной последовательности.

Прогнозирование

Наблюдение за внешней средой позволяет сформировать основу для прогнозирования деятельности организации. Суть состоит в том, что собранная информация используется для разработки сценариев, которые служат основой для составления прогнозов, способных частично предсказать результаты работы.

Главным образом менеджеры стараются предположить уровень будущих доходов и достижения в сфере разработке новых технологий. Прогнозирование доходов, это важный элемент планирования как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Для составления прогнозов касательно доходов, зачастую начинают с анализа показателей за прошлые годы. Например, данные о доходах фирмы в прошлом году, можно подкорректировать с учетом наиболее заметных и значительных тенденций, выявленных в процессе наблюдения за внешний средой.

Технологическое прогнозирование представляет собой попытку предсказать изменения технологии и установить временные рамки, в которых прогнозируемые новые технологии, вероятно станут экономически целесообразными. Благодаря применению разных способов наблюдения за внешней средой, можно получить информацию о самых вероятных перспективах разработок новинок и их появлении на рынке сбыта.

Выделяют два типа количественные и качественные методы прогнозирования. При количественном прогнозировании с использованием ряда математических методов проводится анализ деятельности бизнеса за прошлые годы, и на основе полученных выводов делается прогноз будущих результатов. Качественное прогнозирование основано на рассмотрении оценок и мнений опытных специалистов.

Для повышения эффективности прогнозирования, следует воспользоваться следующими рекомендациями. По возможности применяйте самые простые методы прогнозирования. Сравнивайте составленный прогноз, с текущим положении дел, то есть следует предположить, что основная часть компании может действовать по прежнему. Не полагайтесь на использование одного метода прогнозирования. Важно помнить о не полной точности при определении возможных тенденций. Прогнозы следует составлять на небольшой срок, это даст возможность значительно повысить точность.

Эталонное тестирование

Использование этого инструмента предполагает заимствование как у конкурентов, так и других компаний используемых ими технологий и систем, что позволяет добиться столь же высокого уровня эффективности работы. Таким образом менеджеры могут повысить качество выпускаемого продукта и предлагаемых услуг.В настоящее время даже небольшие компании пользуются преимуществами этого способа для планирования деятельности.