Предоставляйте обратную связь

Признание результатов работы, благодарность и вознаграждение - те рычаги, при помощи которых поддерживается стремление к хорошей работе и получению результата. Бывают случаи, когда следует высказывать свое мнение о неудовлетворительном качестве работы, чтобы сотрудники могли поучиться и улучшить ее. Это трудное искусство, некоторые лидеры команд стараются избегать этого.

Другие высказывают мнение, но в грубой форме. И только немногие справляются с этим хорошо. Некоторые гордятся тем, что высказываются прямо и по сути дела. Но повторные удары, нанесенные во имя честности и прямоты, всегда наносят ущерб.

Существует несколько советов, помогающих более или менее безболезненно для другой стороны высказать свое мнение о работе людей. В итоге обе стороны, и критикующий, и тот, кого критикуют, чувствуют себя адекватно:

- Сообщите, с какой целью вы высказываете свое мнение по поводу работы, чтобы слушающий понял ваши намерения.

- Придерживайтесь фактов и избегайте эмоционально окрашенных слов.

- Говорить надо о поведении, а не о личности. Люди могут изменить свое поведение, но не себя. Комментарий по поводу некоторых черт личности неизбежно вызовет защитную реакцию.

- Не говорите в общем, сосредоточьтесь на деталях.

- Избегайте употребления таких слов, как всегда и никогда характеризуя поведение. Они обычно раздражают и вызывают защитную реакцию, и почти никогда не соответствуют действительности.

- Высказывайтесь по поводу работы сразу же после случившегося, когда человек готов выслушать ваше мнение.

- Можно говорить о том, как влияет на вас поведение вашего собеседника.

- Проверьте, понимают ли вас. Часто случается, что вы говорите, а вас не понимают. Обратная связь дело тонкое, поэтому очень важно проверять и знать, насколько понимают.

- Подумайте о мотивах, которые заставили вас высказать свое мнение. Вы уверены в том. что ваше высказывание поможет слушателю измениться, или вы это делаете, чтобы выпустить пар?

- Не надо играть роль психолога-самоучки. Придерживайтесь фактов и избегайте теоретических рассуждений о возможных, скрытых, но маловероятных причинах поведения.

- Надо согласовать, какие меры должны быть приняты. Когда позволяет ситуация, предложите свою помощь.

Так как ситуация, в которой высказывается мнение о ком-то, достаточно сложна для обеих сторон, надо в конце выразить собеседнику благодарность за его желание обсудить вопрос и за готовность предпринимать действия.

Обратная связь, к сожалению, работает не всегда. Однако, когда мы узнаем, как негативно наше поведение сказывается на других, нам, как ни странно, хочется измениться. По это происходит только тогда, когда мнение является конструктивным и действенным. Если выполнять все изложенные выше советы, то реципиент обратной связи вряд ли будет принимать се в штыки.

Опытные управляющие создают атмосферу, располагающую к тому, чтобы члены команды сами желали получить обратную связь. Еще лучше, когда реципиент сам осознает ее важность и проявляет
инициативу. И снова повторяю, что большую роль в этом играют взаимное доверие и личный пример лидера. До получения обратной связи должна быть установлена атмосфера доверия. Личный пример в этом смысле означает, что лидер команды не только желает получить обратную связь от коллег, но и сам ищет ее. Члены команды, видя такое отношение управляющего, скорее будут готовы принять критику и соответственно реагировать на нее.